Дефекты, возникающие при нанесении ЛКМ
1. Дефекты, возникающие по вине производителя
2. Дефекты, возникающие по вине оборудования
3. Дефекты, возникающие по вине потребителя
При покраске и защитной обработке различных предметов порой возникают проблемы и дефекты, которые по причине их появления можно распределить на 3 группы:
1. Дефекты, возникающие по вине производителя
2. Дефекты, возникающие по вине оборудования
а) износ
б) отсутствие сервисного обслуживания
3. Дефекты, возникающие по вине потребителя
а) загрязненность
б) не соблюдение технологии нанесения и обработки
1. Дефекты, возникающие по вине производителя
Реже всего причиной проблем, возникающих при окраске, является производитель. Эти проблемы чаще всего связаны с различной вязкостью в партиях, выпущенных в разное время производственного процесса, поэтому у каждого маляра в наборе инструментов, наряду с измерительными инструментами, должен быть и вискозиметр.
Вторая возможная проблема, которая, к счастью, возникает очень редко - появление воды или масел в краске, вследствие неочищенной или плохо высушенной тары. В результате этого возникают кратеры, которые в малярных мастерских практически не возможно устранить. Продавец такой материал должен немедленно заменить другим соответствующим материалом.
Все остальные проблемы связаны с критериями качества и различий между производителями.
2. Дефекты, возникающие по вине оборудования
а) Изношенность оборудования
Чаще всего возникают:
Краскораспылитель:
• Дефекты на крышке, вследствие которых отдельные отверстия для протока воздуха либо деформированы, либо закупорены
• Поврежден конец иглы, который неправильно закрывает сопло, и поэтому краска капает
• Из-за поврежденного сопла краска не выходит правильно
При каждом из этих дефектов образовавшийся факел краски имеет неправильную форму, пропорции "воздух-краска" не соответствуют друг-другу, что вызывает неравномерность толщины пленки и даже на небольшой поверхности можно наблюдать подтеки, шагрень, яблочность и матовый эффект.
Компрессор и остальное оборудование:
• Изношенность компрессора не обеспечивает достаточного давления на выходе из пистолета, что может сделать окраску абсолютно невозможной
• При потребителях, у которых нет распылительных и сушильных камер, могут появиться дополнительные проблемы. В плохо проветриваемом помещении может образоваться высокий процент влажности воздуха, особенно в тех случаях, когда маляр из-за повышенного содержания пыли дополнительно зальет пол водой и полностью закроет помещение. В данном случае покрытие полностью потеряет блеск.
• У маляров, имеющих распылительные и сушильные камеры с проветриванием и обогреванием, возможны различные деформации носящей конструкции фильтра, что вызывает неправильный проток воздуха сквозь камеру, излишки краски не сливаются правильно на дно камеры. Возникает неконтролируемое поступление пыли в камеру, а окончательным последствием является неудовлетворительный вид окрашенного предмета.
• Вследствие неправильного действия манометров, термометров, вискозиметров и других приборов, маляр получает ошибочные данные, вызывающие большие или меньшие дефекты, которые причиняют вред и делают невозможным быстрое и эффективное нахождение и удаление дефектов.
слишком низкое давление может вызвать стекание, а слишком высокое - шагрень или матовый эффект. Неточный показ температуры может вызвать как слишком медленную сушку, таки стекание, либо слишком быстрое испарение разбавителя или даже закипание.
Из-за дефектного вискозиметра, подготовленная краска может иметь несоответствующую вязкость, вследствие чего возникают дефекты. Подобные предыдущим.
При всем этом маляру трудно определить, что является причиной - производитель, оборудование, или он сам.
Очень важной является подготовка воздуха для распыления, так как от этого зависит внешний вид ЛКМ. Поэтому для подвода свежего воздуха необходимо обязательно обеспечить соответствующую систему подготовки. Основные компоненты, составляющие хорошую систему:
• Компрессор с манометром и клапаном для выпуска конденсированной воды
• Сушилка воздуха
• Фильтр для выделения воды
• Фильтр для выделения масла
• Регулятор давления
В случае отсутствия любого из вышеуказанных компонентов возможность возникновения дефектов повышается.
Самые чувствительные цвета те, которые изготовлены из органических пигментов, типичные представители которых - синий и красный. Недостаточно просушенный воздух почти всегда приводит к образованию матовой поверхности, а из-за большого содержания в воздухе воды или масла образуются кратеры. Поэтому обязанность каждого маляра - всегда использовать соответственно подготовленный воздух. А это возможно лишь при условии правильно действующей и комплексной системы подготовки воздуха.
С этой целью, необходимо регулярно менять изношенные детали и поддерживать оборудование в безукоризненном состоянии.
б) Отсутствие сервисного обслуживания оборудования часто является причиной возникновения почти таких же дефектов. как и в предыдущем пункте. Под этим подразумеваются, прежде всего, чистка и мойка оборудования. Загрязненное и неухоженное оборудование, несмотря на техническую безукоризненность, вызывает дефекты, как например:
• Кратерообразование - вследствие масел или воды из компрессора
• Стекание или шагрень - вследствие неподходящего факела
• Засорение - загрязнения поднимаются с пола камеры, грязь впитывается снаружи, падает со стен камеры и т.д.
3. Дефекты, возникающие по вине потребителя
а) Контроль уровня чистоты
является очень важным моментом для успешной окраски. Лишь тот маляр, котороый соблюдает необходимую чистоту оборудования и окрашиваемой поверхности, является профессиональным маляром.
Недостаточный контроль за чистотой оборудования и окрашиваемой поверхности влечет за собой целый ряд дефектов:
• Грязная марля не только не удаляет жир и пыль с окрашиваемой поверхности, но и еще более загрязняет ее. Негативных результатов много - кратерообразование, пузыри, несмачиваемость краски, растрескивание. Похожие проблемы возникают, когда окрашиваемые предметы после чистки марлей трогают руками. Поэтому окрашиваемую поверхность перед нанесением как окончательной эмали, так и промежуточных слоев, запрещено трогать руками.
Перед окраской с поверхности необходимо полностью удалить все загрязнения. Например, остатки шлифования, воду и частички шлифовальной бумаги, излишки прокладочных материалов в случае дополнительного проведения уплотнения или защиты, соли и масла с рук, все остатки - даже в очень маленьких количествах - различных силиконовых средств и т.п.
Хороших результатов при удалении таких загрязнений можно достигнуть при использовании антисиликоновых чистящих средств.
Итак, окрашиваемый предмет должен быть полностью чистым и сухим. В случае несоблюдения этих условий некоторые перечисленные выше дефекты возникают сразу, например кратерообразование и несмачиваемость краски, а некоторые позже, например, растрескивание краски, пузыри. Удалить эти дефекты сложно, требуется полностью снять дефектный слой материалов и повторно окрасить поверхность.
б) Несоблюдение предписанного процесса
во многих случаях вызывает сложнейшие проблемы. Самый распространенный пример - использование материалов различных производителей. Первый явный дефект - сморщивание. Удаление этого дефекта требует полного удаления ЛКМ до слоя, в котором сморщивание не произошло. Такой дефект возникает из-за несовместимости лакокрасочных материалов, используемых во время одного процесса. В некоторых случаях сморщивание возникает не сразу, а по истечении определенного времени.
Другой классический пример несоблюдения предписанных действий - это использование нитро разбавителя в качестве универсального разбавителя для всех материалов. При этом возникают дефекты, как, например, сморщивание, шагрень, закипание, матовый эффект и т.п. поэтому важно лакокрасочные материалы разбавлять разбавителем, предписанным заводом-производителем.
Важно соблюдать несколько основных правил при окраске:
1. Четкая и тщательная подготовка поверхности. Окрашиваемая поверхность не должна быть ржавой, грязной и должна быть просушенной. Обезжиривание выполняется с достаточным количеством чистящих средств (а не только влажной марлей). Особое внимание необходимо уделить кромкам предмета.
2. Обезжиренные и отшлифованные поверхности нельзя трогать руками. Старую, отслаивающуюся окраску необходимо отшлифовать до основания.
3. Рабочая температура должна составлять не менее 18С. Транспортные средства, находящиеся на улице, необходимо обогреть.
4. Твердость воды должна быть как можно ниже. Остатки воды от шлифования необходимо полностью вытереть, т.к. остатки соли на окрашиваемой поверхности могут вызвать образование пузырей.
5. Сжатый воздух должен быть сухим и чистым. Отделитель воды необходимо регулярно опорожнять. Давление воздуха должно составлять 3-5 баров. Вторичный грунтовки наносятся при диаметре сопла 1,5-1,8 мм, а покрывные эмали при диаметре сопла 1,1-1,4 мм.
6. Окрасочные камеры и сушильные печи должны быть снабжены подводом свежего воздуха, противопыльными фильтрами и отводом пара, с целью избежания матирования ЛКМ и скопления пыли на краске.
7. Все избыточно отшлифованные места необходимо повторно антикоррозионно защитить.
8. Нанесение следующих слоев производится только после полного испарения разбавителя, т.к. в противном случае ЛКМ плохо высыхает и возникает закипание покрытия.
9. Соблюдать рабочие вязкости, предписанные для отдельных лакокрасочных материалов.
При двухкомпонентных ЛКМ очень важно четко соблюдать соотношение смешивания отдельных компонентов, время выдержки на воздухе между нанесениями отдельных слоев и время сушки, время жизнеспособности готовой смеси, предписанную зернистость шлифовальной бумаги, применение соответствующих разбавителей и отвердителей, рекомендуемую вязкость и т.п.
Особое внимание необходимо уделить шлифованию промежуточных слоев, хотя иногда кажется, что это не достаточно важная операция, цель которой - достижение ровной поверхности.
Необходимо соблюдать следующее:
1. Правильно подобрать шлифовальную бумагу. Все производители в своих технических руководствах приводят рекомендации по отдельным материалам. Наряду с этим существует таблица по сравнению зернистости у различных производителей.
2. Шлифование последующих слоев выполняется шлифовальной бумагой. Зернистость которой не более чем на 3 степени выше предыдущей.
3. Для правильного шлифования нужно подождать, пока разбавитель полностью не испарится и не просохнет пленка, т.к. в противном случае ЛКМ будет скручиваться в комки под шлифовальной бумагой.
4. При 2К материалах необходимо четко соблюдать предписанное соотношение смешивания. В противном случае невозможно качественно выполнить шлифование.
5. После законченного шлифования поверхность необходимо очистить, удалив с нее все остатки шлифования, солей и масел и не трогать руками.
Лучшие результаты достигаются путем соблюдения всех предписанных производителем правил.
За каждым требованием или рекомендацией производителя стоят большой опыт и работа, поэтому из последовательное соблюдение представляет собой обеспечение качественной работы каждого маляра.